Самодельные гусеничные вездеходы — как и из чего они сделаны?

Как известно, возможность передвигаться по хорошим дорогам нашей необъятной родины есть не во всех местах. Например, в Дальневосточном регионе или в северных районах проехать без мощного вездехода крайне затруднительно.

Но, какие варианты сейчас предлагает машиностроение? И при этом вездеход должен быть компактным и по низкой цене? К сожалению, найти такой в магазине пока невозможно. Вот поэтому и начал народ вездеходы на гусеницах своими руками строить, делая их по свои потребностям и возможностям. Этот материал призван пошагово разъяснить, как самостоятельно изготовить подобный аппарат, а также даст рекомендации для начинающих инженеров-конструкторов. Начнем с классификации вездеходной техники.

Классификация вездеходов

В среде «конструкторов-самоделов» наиболее популярны два основных вида вездеходов:

— гусеничные вездеходы;

— вездеходы на пневматиках низкого давления;

Для ознакомления рассмотрим каждый из этих примеров.

Самодельные вездеходы на гусеницах

Данный вид техники довольно трудно изготовить самостоятельно и он имеет свои плюсы и минусы. Главная его положительная черта – это высокая проходимость, что, конечно, держит его вне конкуренции. Подобные машины создаются при помощи автомобильных силовых агрегатов (некоторые даже используют для этих целей новые авто, посмотрите сайт), как следствие, топливо расходуется больше, чем у других моделей, но и мощность его выше в сравнении с аналогами на мотоциклетных двигателях. Основной минус модели данного класса – это трудности в изготовлении самих гусениц. Конечно, есть возможность использовать гусеницы от другой промышленной техники, например от того же снегохода Буран, однако не в любой ситуации они подойдут. Также большим недостатком является дороговизна его строительства. Даже если учесть, что большинство компонентов можно найти у себя в гараже, вложений как денежных, так и временных, будет больше, чем с аналогами на колесах.

Самодельные вездеходы на пневматиках низкого давления

Этот вид наиболее распространен среди самодельных машин. Этому находятся разные объяснения, среди которых – легкое изготовление.

Построить, к примеру, вездеход на трех колесах гораздо легче, чем вариант на гусеницах, которые трудно достать и установить, кроме того, приобрести комплектующие части можно намного дешевле, например, тот же мотор от мотоцикла. Комфортность, конечно, будет несколько ниже, но никто ведь не мешает сделать и уютную кабинку с обогревателем.

Как приступить к работе

Сначала определитесь, согласно вашим потребностям, какой именно тип вездехода вам больше подходит. Обращать внимание нужно на определенные условия и личные желания, так что здесь трудно, что-либо советовать. Однако если у вас нет хотя бы малейшего опыта в работе с механизмами на гусеницах, то начинать лучше с более простой пневматики.

Затем нужно определиться с эксплуатацией, грузоподъемностью и вместительностью. Проанализировав эти данные можно переходить к созданию концепции будущего аппарата. Закончив, начинаем делать эскиз будущего вездехода, на котором нужно отобразить все основные компоненты, узлы, а также агрегаты транспорта. Также не стоит забывать о пассажирских местах, если планируете делать транспорт многоместным.

Какой лучше выбрать двигатель

Естественно, выбранный мотор должен быть достаточно мощным, для того чтобы вездеход мог передвигаться по любой местности. Для расчета необходимой максимальной мощности двигателя существует формула: nдв. макс.=10-3Nуд.mп, где nдв. макс. – максимальная мощность, Nуд – удельная мощность на тонну веса, которая не должна превышать 20 – 35 л.с.

Если предполагается, что машина будет в эксплуатации круглогодично, то предпочтительней поставить четырехтактный мотор. Его легко запускать и он стабильней работает при низких температурах, чем двухтактные двигатели. Касательно типа двигателя – бензинового или дизельного, особенных рекомендаций нет, так как каждый из них имеет как плюсы, так и минусы.

Из отечественных двигателей, наиболее подходящими будут мотоциклетные моторы М-67, а из автомобильных моторов лучше подойдут «зазовские». Часто можно встретить двигатели, которые имеют основу из тракторных пускачей с использованием частей из других моторов. Сейчас, также популярны самодельные гусеничные вездеходы из мотоблока. Это связано в основном с появлением на российском рынке большого выбора дешевых китайских двигателей с достаточной мощностью.

Конструирование ходовой части

Для ходовой лучше всего подойдут независимые подвески колес. Несмотря на то, что они более сложные с технологической точки зрения, их применение позволит обеспечить более комфортные условия как для водителя, так и для пассажиров.

Для гусеничных и колесных вездеходов раму следует подбирать плоской или пространственной конструкции, а также цельной или сочлененной. Использование сочлененной конструкции для гусеничного аппарата открывает большое пространство для различных конструкторских решений, однако сложность таких работ не дает ее потенциалу полностью раскрыться.

При изготовлении рам широко распространено использование швеллеров, уголков и труб различных сечений и размеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *