18-тонный тягач тип F3 (Sd.Kfz.9)

18-тонный тягач тип F3 (Sd.Kfz.9)

В 1936 году фирма FAMO (Fahrzeug Und Motorenbau) разработала 18-тонный тягач «FM gri» который первоначально предназначался для буксировки 210-мм и 240-мм гаубиц и транспортировки 30 пехотинцев с полной выкладкой. В 1938 появилась усовершенствованная модель F2, а годом позже последняя — F3, которая была классифицирована как «schwerer Zugkraftwagen 18t Тур F3 (Sd.Kfz.9)» — тяжелый 18-тонный тягач тип F3 (Sd.Kfz.9) — и выпускалась фирмой FAMO в Бреслау без изменений до конца войны. Всего с 1938 по 1945 год было изготовлено 2727 тяжелых тягачей Sd.Kfz.9 прозванных «FAMO» по названию фирмы-изготовителя и обходившихся казне в 60000 рейхсмарок каждый.

Sd.Kfz.9 стал самым большим и наиболее мощным из всех полугусеничных тягачей второй мировой войны имел массу 15,3 т тяговое усилие составляло 18 т, а в кузове помещалось до 3 тонн груза. Длина машины превышала 8 м ширина и высота совсем немного не дотягивали до 3 метров. В качестве эвакуационной машины он выпускался в двух модификациях — Sd.Kfz.9/1 и Sd.Kfz.9/2. Первая модель была оборудована 6-тонным краном, смонтированным в задней части кузова вторая — более мощным 10-тонным с приводом от двигателя и от электромотора.

18-тонный Sd.Kfz.9 в основном использовался для эвакуации с поля боя поврежденных танков. В начальный период войны его возможностей вполне хватало: один FAMO без проблем буксировал средний танк Pz Kpfw IV. Задача осложнилась после появления у панцерваффе новых тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Для буксировки одного поврежденного «Тигра» приходилось объединять усилия трех тягачей. Помимо этого тягач использовался для буксировки трейлеров грузоподъемностью 35 т и реже артсистем крупного калибра.

18-тонными тягачами были укомплектованы ремонтно-эвакуационные подразделения, в которые по штату 1942 года входили шесть тягачей Sd.Kfz 9 один тягач с 6-тонным краном Sd.Kfz.9/1 и четыре трейлера Sd Ann 116 грузоподъемностью до 23 т при собственной массе 12 т и длине 14 м. 18-тонный тягач Sd.Kfz.9, как и 12-тонный Sd.Kfz.8, послужил базой для тяжелой самоходной артиллерийской установки, вооруженной все той же 88-мм зенитной пушкой. Моторный отсек и кабина водителя были полностью бронированы листами катаной стали толщиной от 8 до 14,5 мм. Пушка была смонтирована за бронированной кабиной на платформе с откидными решетчатыми бортами обеспечивавшими артсистеме круговое вращение. Боевая масса самоходки составляла 25 т, а обслуживал ее экипаж в составе 9 человек. Всего было построено 15 боевых машин этого типа.

Базовая модификация тягача Sd.Kfz.9 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.
В отделении управления слева располагался водитель тягача, справа от него на широком сиденье скамеечного типа могли разместиться еще два человека, включая командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования.

За водительской кабиной, отделенной от задней части кузова невысокой перегородкой, на сиденье, расположенном поперек кузова размещались остальные члены экипажа. Всю заднюю часть машины занимало грузовое отделение, в котором можно было перевозить до 3 т груза, а также лебедка, кран и другое оборудование. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

В моторном отсеке тягача последней серийной модели F3 был установлен две-надцатицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 108TUKRM с верхним расположением клапанов и рабочим объемом 10838 см3, который при 2600 об/мин развивал мощность 169 1 кВт (230 л. с.).
С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом, четырехскоростная планетарная коробка передач, обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача.

Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 15,13 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч. С полным топливным баком запас хода составлял 260 км.

В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 12,75–20 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который применительно к одному борту состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Опорные катки штамповались из листовой стали толщиной 8–12 мм, ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые, одногребневые, однопальцевые гусеницы шириной 440 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.

Источник: http://www.bronetehnika.info
Также можете посетить сайт: плитка керама марацци

Обсудить на форуме о гусеничных вездеходах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *